ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

60 лет Малой магистрали юных железнодорожников. Маршрут построен в будущее

09.07.2020

12 июля 1960 года газета «Путёвка» сообщила на своих страницах об открытии 9 июля Малой Свердловской магистрали.

«Какое праздничное оживление царило в этот день в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского в Свердловске. Здесь открылась Малая Свердловская железная дорога… У перрона вокзала станции Центральная – состав цельнометаллических вагонов, полученных из Польской Народной Республики, на каждом из которых поблёскивает на солнце Герб Советского Союза и под ним буквы: «Сверд». В вестибюле вокзала и на перроне снуют взад-вперёд в форменном обмундировании юные железнодорожники – не по годам серьёзные и озабоченные в этот час. Можно понять их волнение: ведь им предстоит стать хозяевами настоящей, хотя и малой, железной дороги».

С этого момента 60 лет назад Свердловская детская железная дорога прошла большой путь развития, навсегда связав себя с образовательной деятельностью. Даже по сегодняшним меркам Малая дорога была оснащена хорошо. Здесь были межстанционная телефонная и локомотивная радиосвязь, полуавтоблокировка на перегонах, электрическая централизация на станциях. Было локомотивное депо на станции Центральная. А еще вспомогательные помещения и котельная. На всех остановочных пунктах были сооружены высокие платформы, что и сейчас встречается далеко не на всякой ДЖД. Из искусственных сооружений – два путепровода.

Что касается подвижного состава, то перед открытием дороги с польского завода PAFAWAG в Свердловск доставили восемь пассажирских вагонов, а с Калужского машиностроительного завода – тепловоз ТУ2-092. Чуть позже прибыл ещё один локомотив – ТУ2-141. Весь этот подвижной состав эксплуатировался несколько десятков лет. В 2000 году дорога получила ещё один тепловоз – ТУ2-236, который прежде работал на узкоколейке под Москвой. В мае 2010 года в распоряжение дороги поступил новенький локомотив ТУ7А и три пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода, а в 2012 – тепловоз ТУ10.

Сегодня СвДЖД является не просто одной из главных достопримечательностей столицы Урала, куда любят приходить и дети, и взрослые. За годы своей плодотворной жизни детская дорога превратилась в большой обучающий комплекс, где ребята имеют возможность учиться и практиковаться по всем железнодорожным специальностям. Это уникальная профориентационная среда, где зарождаются будущие профессионалы своего дела. В жизни многих юных железнодорожников СвДЖД сыграла огромную роль. Благодаря ей тысячи ребят получили любимую профессию на всю жизнь, познав множество тонкостей и секретов в работе.

УрГУПС с большим вниманием и заботой относится к тем жизненным и профессиональным процессам, которые происходят на Малой железной дороге. Многие ребята, кому здесь привили интерес и любовь к профессии, приходят в транспортный вуз с верой в свое профессиональное будущее.

Для «большой» Свердловской дороги Малая, как и УрГУПС, является одним из звеньев подготовки кадров. Каждый год свыше тысячи школьников обучаются здесь отраслевым профессиям, проходят практику. Очень многие выпускники впоследствии выбирают Уральский государственный университет путей сообщения, где из юных железнодорожников становятся квалифицированными специалистами, готовыми к работе на больших магистралях.

Сотрудничество УрГУПС с Детской железной дорогой давнее и не имеет границ. Приход юных железнодорожников в транспортный вуз здесь расценивают как профессиональную закономерность и предоставляют ребятам определенные бонусы, которые они заслужили своим трудом и усилиями. Например, при поступлении на программы бакалавриата и специалитета вуз учитывает в качестве индивидуального достижения участие ребят в конкурсе «Юный железнодорожник Урала». Все, кто участвует в этом профессиональном конкурсе, получают в качестве бонуса при поступлении максимально возможное количество баллов – 10.

В опыт совместной профориентационной работы вуза и СвДЖД входит, в том числе, участие представителей, выпускников и обучающихся Детской железной дороги в Днях открытых дверей УрГУПС, выезды представителей университета для участия в родительских собраниях на Детской железной дороге.

Еще одним связующим звеном между образовательными учреждениями стали новейшие технологии. Сегодня на СвДЖД не только обучаются юные железнодорожники, но и работает кванториум. Уникальный технопарк, оснащенный по последнему слову техники, охватывает сотни школьников. Новейшие направления подготовки в кванториуме -промышленный дизайн, дополненная и виртуальная реальность, информационные технологии, хайтек прокладывают юным железнодорожникам профессионально ориентированный путь в УрГУПС.

- Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство СвДЖД за плодотворное сотрудничество, за то, что не жалеете сил и времени на педагогическую деятельность и поддержку уникальной и нужной традиции в транспортной отрасли – развитие профориентационной работы среди юных железнодорожников, - отметил ректор УрГУПС Александр Геннадьевич Галкин. – Мы поздравляем весь педагогический коллектив и воспитанников с юбилеем Детской железной дороги! Искренне желаем вам плодотворной интересной работы в интересах развития личности, профессиональных открытий. В добрый путь!


Елена Красулина